?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Написана, естественно, по тому же сценарию.



Шейд рабби Исроэла. Еврейская сказка

В городе Бердичеве жили два молодых человека - Мойше-Аншел и Хаим-Йоселе-Эфроим. Они вместе ходили в детстве в хейдер, а став постарше, вместе сидели в бес-медреше и изучали Тору. У мудрого рабби Исроэла, их учителя, хранился на полке сосуд с заключённым в нём нечистым духом, шейдом, которого рабби Исроэл в своё время поймал собственноручно. Как-то Мойше и Хаим услыхали, как шейд скребётся в сосуде и просит выпустить его. “Я совсем уж исправился и обратился, - уверял шейд, - покуда сидел здесь много лет на полке и слушал, как наш ребе читает из Пятикнижия и из Гемары. Выпустите меня отсюда”.
- А что мы с этого будем иметь? - спросил Хаим-Йоселе, который был побойчее.
- Я исполню любое ваше желание, - отвечал шейд из сосуда. - Ни один шрейтеле, добрый домовой, не исполнит вам так хорошо вашего желания, чтоб мне покрыться пятнами всех цветов и подавиться собственным хвостом, если я вру!
Поразмыслив, Мойше-Аншел и Хаим-Йоселе-Эфроим отковыряли сургучную печать, вытащили пробку и выпустили шейда. Нечистый дух, в цилиндре и щегольском сюртучке, уселся, болтая ногами, на подоконнике.
- Ну, и где ваше желание? - спросил он.
Долго Мойше-Аншел и Хаим-Йоселе перебирали разные желания. То хотелось им быть богатыми, как реб Нахман из Жмеринки, то такими же славными, как знаменитый начётчик Торы, Гершеле Сойфер из Слонима. Думали, думали, аж наконец Мойше-Аншел хлопнул себя по лбу и сказал: “Ах, кабы у меня было столько ума, сколько у нашего ребе, - уж я бы знал, что попросить!”
- Исполнено! - отозвался нечистый дух и пропал.
Тут Мойше-Аншел почувствовал в себе бездну ума, так что даже слегка оторопел, а Хаим-Йоселе накинулся на него с кулаками.
- Из-за твоего длинного языка я теперь так и останусь навсегда бедным евреем с дырой в кармане, которым все помыкают, которому даже в весёлый праздник Пурим нечего поставить на стол!..
- Ах, милый Хаим, - отвечал безмятежно Мойше. - Если бы ты сам понимал, какой вздор ты городишь!
Поспорили друзья и пошли к старой синагоге, возле которой жил почтенный рабби Элимелех Бал Шем Тов, величайший из бердичевских мудрецов. Тот, выслушав их историю, долгое время разглядывал свой палец и наконец изрёк: “Пусть же теперь Мойше-Аншел, поумнев, трижды поможет Хаиму-Йоселе своим советом”.
И друзья согласились, что это справедливый гешефт.
Первый раз Мойше-Аншел помог Хаиму-Йоселе в том же самом году: подал ему дельный совет, когда тот собрался ехать торговать мылом в Краков: “Если ты, Хаим, себе добра желаешь, то забудь как можно скорей о мыле, купи на все деньги пеньки и, не заезжая в Краков, отправляйся продавать её в Люблин!”
Не прошло и трёх лет, как Хаим-Йоселе так разбогател на пеньке, что выстроил в Бердичеве новую синагогу, а по праздникам у него бывала такая фаршированная щука и такой цимес, что вай! где там бедному еврею даже и понюхать такое!
Сам же Мойше-Аншел отправился в странствия и бродил пешком неизвестно где, но на четвёртый год вновь появился в Бердичеве и сосватал Хаиму красавицу Рохл-Эльке, дочь реба Нахмана. На свадьбе гулял весь Бердичев и вся Жмеринка, а Мойше-Аншел, сказавши только “Мазл-тов”, снова ушёл своей дорогой.
Прошло ещё каких-нибудь десять лет, и у Хаима с Рохл-Эльке уже были дети: Эля, Циля, Хая, Пфая, Ойзер, Лейзер, Иосе и Шмуль.
И случилось же так, что Хаим тяжко захворал. Призывал он разных лекарей, извёл уйму денег, и всё напрасно, и вот однажды утром у его постели появился неведомо откуда взявшийся друг его Мойше-Аншел.
- Не скрою от тебя, что твоя болезнь смертельна, - сказал он. - Но не печалься. Есть и тут одно средство. Я упрошу Смерть, и она заберёт меня вместо тебя.
- Как можно! - испугался Хаим.
- Ай! Какие разговоры! - отмахнулся Мойше-Аншел.
И тут же в изголовье постели возникла Смерть. Выглядела она неважно. Но Мойше собрался с духом и, дрожа от страха, приступил к ней с просьбой.
- Чтоб я так жила! - воскликнула Смерть. - Таки нет! Что вы себе ни говорите, а я таки знаю своё дело и приберу Хаима-Йоселе-Эфроима! - и унесла с собой не только Хаима-Йоселе, но и Рохл-Эльке, Элю, Цилю, Хаю, Пфаю, Ойзера, Лейзера, Иосе и Шмуля. Всех как телёнок языком слизал. Остался Мойше-Аншел сидеть один на закате на пороге пустого дома.
- Да-а, - сказал он себе, разведя руками. - А ведь я не старался нажить богатства и избегал жениться по одной лишь причине: я предвидел, что меня ожидает эта передряга со Смертью. Но кто, скажите на милость, мог предвидеть, что она откажется меня забрать?..
Благородство хорошо до определённых границ; далеко за них выйдя, оно может и Смерть взбесить.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
sugbaz
Jul. 13th, 2004 09:27 am (UTC)
Бесподобно!!
radziwill
Jan. 17th, 2005 03:26 pm (UTC)
Сложновато.
alek_ya
Sep. 10th, 2007 06:42 am (UTC)
красивая легенда. Но почему Бел-Шем-Тов назван бердическим мудрецом?
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Naoto Kishi