?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пётр Мамонов "Звуки Му, Мальчик Кай, Мыши и Снежная королева" на сцене театра им. Станиславского.

Конечно никакого Андерсена в чистом виде нет, как и Гофмана, впрочем, нету тоже. Есть те ассоциации, которые попрождают эти образы. Ассоциации и мысли. Эти мысли и есть мыши, которые носятся в его Мамонова голове. Всё как всегда. Песни и монологи Мамонова текут как река, подряд без всякого видимого сюжета, но с чёткими ассоциациями. Снежная королева - это балерина на лыжах в блестящем костюме, мальчик Кай - это нескладного вида толстый лысеватый и удивительно пластичный клерк в костюме,к которому поперёк прикреплены торчащие из спины и из живота крылья...
А есть ещё и человек-яйцо с огромным яйцом на голове. Все они молчат. Они танцуют, падают, зажигают на сцене огоньки, гребут в зёлёной байдарке, играют в шахматы, ловят Мамонова на спининг, но молчат...

А он то мечется по сцене, то семенит, раскачивается и взмахивает руками, удивительно точно копируя неловкую пластику парализованного человека, то поёт под гитару, то кричит во всё горло так, что закладывает уши, то декламирует нарочито нормальным отстранённым голосом, то плачет, то смеётся. Он пытается с ними общаться, но они слепы и глухи, они лишь фон для его песен и монологов.

Он снова - уже в котором спектакле подряд - маленький человек, которому хочется солнца, хочется тепла, любви, хочется понять, что ему хотят сказать, но его никто не слышит и не понимает, и он снова поёт песни и читает монологи-сценки, кричит, бьётся и хочет. Хочет и боится. И в этом предельном, кричащем желании не быть одному, любить и быть любимым он отвратителен. Как отвратителен наш страх одиночества. Как отвратительны мы, когда пытаемся отгородиться "важными делами" от себя и других, как отвратительны, когда ХОТИМ!!! Хотим быть счастливы любой ценой, а если мы не счастливы, то нам себя ОЧЕНЬ ЖАЛКО!!! Пётр Мамонов не презирает зрителя ине издевается над ним, он просто открыто показывает метания одинокой больной души, песнями, шёпотом и криком атакуя зрителя в лоб.

Как юродивый, "сумасшедший дурачок", который принял на себя долг говорить непрятную и некрасивую правду дурачась, чтобы потом вдруг абсолютно нормальным голосом поговорить о жизни. И тогда обрывки бредовых метаний складываются в удивительно простые мысли и желания, которые ни один "нормальный" человек не покажет в открытую.

А юродивый певец и актёр делает это за нас. Песнями, танцами, монологами, полными ярких, запоминающихся цитат, приводит которые смысла нет - это слышать надо!
И наконец страшным криком.

Смотрите на себя, преисполненные своей важности интеллигенты, мелкие чиновники, просто бегущие и не замечающие ничего за повседневными делами люди, которым дела нужны для того, чтоб ничего за ними не замечать. На самом деле вы просто одинокие маленькие дети, которым хорлодно и страшно. До тех пор, пока вы сами боитесь, потому что вам удобно жалеть себя, удобно бояться, хотя всем нам очень жалко друг друга. Юродивый актёр, танцор и певец - ваше кривое зеркало. И он просто показывает это. Абсолютно безжалостно, но с состраданием какого-то другого уровня.

Больше часа идут номера, в которых сам Мамонов, то отталкивающе страшен, то по-детски жалок, то смешон до изнеможения. Потому что победить страх можно только испугавшись до такой степени, что дальше бояться уже не можешь. До смерти. Ведь мёртвые не боятся, они уже не чувствуют то, от чего "умерли". Это не клоунада. Это не бред сумасшедшего. Это жизнь в картинках наизнанку. Это работа хирурга. Её выдерживают не все. Человек 15 на моих глазах из зала вышло. Но те, кто выдержал до конца получают в награду несколько уморительно смешных и просто (вдруг после час метаний и истерик)спокойных и добрых монологов, некоторые из которых перекочевали в новый спектакль из старого "Шоколадного Пушкина". И ощущение спокойной доброй силы. Потому что одиночества можно не бояться. Если вместе с актёром пройти этот путь до конца через самые отвратительные и смешные собственные ощущения.



Для тех, Кто слышал песни Мамонова и "Звуков Му" и ходил на его спектакли раньше:

Спектакль сырой, прошло всего 2 представления. Он во многом уступает старым, но и сделан принципиально по-иному.

Мамонов стал ещё жёстче, а одиночество стало из основного почти единственным страхом с которым он борется. Хирургическая часть раза в полтора длиннее финальной. Сюжета по сравнению с "Полковнику никто не пишет" (по Маркесу)или с "Есть ли жизнь на Марсе?" (по Чехову) не осталось даже на уровне цитат как основы для импровизации. Но впервые за много лет он на сцене не один. Пантомима и прочие импровизации на заднем плане из фона для песен, криков и монологов становятся самосстоятельной частью спектакля. Вернее станут, когда спектакль обкатается. Сходите через несколько месяцев.

Для тех, кто не слышал песен и не видел спектаклей. Попробуйте сходить, выдержать прессинг, не испугаться и улыбнуться. Попробуйте досидеть до конца. И может одиночество уже не будет казаться таким страшным.

Ещё до этого лета все старые спектакли Петра Мамонова выйдут на видеодиске. Будет с чем сравнить.

Также помещено в ru_stage

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Naoto Kishi