?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Падди О'Брайен из Оффали - не только один из самых известных в мире ирландских гармонистов, но и человек, развивший в себе множество способностей, которые не всегда удаётся реализовать за одну жизнь. Это одновременно признанный музыкант, коллекционер, композитор и даже поэт.

Вместе с тем Падди - это немного философ и очень яркий человек, о котором в Ирландии и США говорят примерно то же, что у нас о Петре Мамонове - "загадочный чувак". А ведь всё вместе, что досталось ему в жизни - и имя и фамилия, и инструмент, на котором он хотел играть, с самого начала могло сделать его карьеру затруднительной. Не секрет, что в Ирландии гармонист по имени Падди О'Брайен мог бы стать заметной и авторитетной фигурой в ирландской музыке с таким же успехом, как в России, например, музыкант Петя Иванов. Особенно если учесть, что по иронии судьбы как раз один из самых известных гармонистов старшего поколения уже носил точно такие же имя и фамилию.

Падди О'Брайен родился 13 сентября 1945 в городе Касл Барна, что в графстве Оффали. Осваивать гармонь он начал самостоятельно. В юности он много путешествовал по Ирландии, играл на сейшенах с разными музыкантами старшего поколения, среди которых стоит особо отметить легендарного донегольского скрипача Джона Дохерти, скрипача из графства Антрим Фрэнка МакКолума, а также Падди Фахи. Хорошим опытом для создания собственной манеры игры была работа с волынщиками, например, с Томом Ноланом. От всех музыкантов старшего поколения он старался перенять отношение к музыке не как к работе, а как к стилю жизни и, конечно, запоминал десятки разных танцев. В конце 50-х, начале 60-х годов в Ирландии большую роль в поддержке интереса к традиционной музыке играло радио. Падди особо любил передачи вроде "Ceili House" и "Job of Journeywork".



Выступать самостоятельно Падди О'Брайен начал с 1966 года, когда он впервые стал играть в группе вместе с Питером Килроу, Дэном Клири и другими музыкантами из Баллинамера.

В 1968 году он впервые решил использовать возможность посмотреть Америку и поехал в тур по восточным штатам вместе с Шоном и Катлин Райан. Они играли традиционную музыку в клубах и концертных залах. После возвращения, набравшись опыта, в апреле 1969 года Падди переехал в Дублин, где начал регулярно играть на сейшенах в клубах и пабах со скрипачами. Прежде всего, с Джоном Келли и Джо Райаном, а также с Шоном Кином из Chieftains и Томми Потсом. Из гармонистов большое влияние оказал на него перебравшийся позже в США Джеймс Кин. Для Падди это были своего рода неформальные уроки, обросшие разными историями о музыке и людях, которые эту музыку играли. Эти уроки сослужили ему неоценимую службу. Именно бары, как и для большинства ирландских народных музыкантов, стали для него университетами. Принципам сейшена, как хорошей школы он много уделяет внимания до сих пор, говоря: "За время своей жизни я многих барменш сделал тугими на ухо". Молодой Падди О'Брайен получил массу добрых советов, ценных записей и многого другого. Живя в Дублине, как и многие музыканты, он, помимо сейшенов, для развития чувства ритма и чтобы научиться чувствовать живых танцоров начал играть и в кейли-бэндах на больших ирландских танцевальных вечеринках. Именно тогда Падди смог окончательно обжиться на музыкальной сцене Дублина. Несколько лет он играл с двумя группами одновременно - со знаменитым Касл Кейли Бэнд (Castle Ceili Band) с 1969 и с Келтори Лайан (Ceoltoiri Laighean или музыканты Лейнстера) с 1971 года. Эти Каждая из этих групп записала пластинки, хорошо встреченные критиками. Обе эти группы также активно выступали на телевидении, радио, давали многочисленные концерты, как в Ирландии, так и за рубежом.

Уже в это время начал вырабатываться его узнаваемый стиль игры на гармонике. "Стиль, в котором я играю, не очень изящный", - говорит он сам по этому поводу. Многие согласны, что музыку Падди О'Брайена отличает простота, чёткость и уверенность в каждой фразе, когда успевает прозвучать каждая нота в каждом украшении при размеренном среднем темпе даже в самых, казалось бы, быстрых танцах, отчего они, впрочем, не перестают быть танцевальными и не кажутся замедленными, но становятся более чёткими, основательными и именно чуть деревенскими. И ещё это дает ощущение непрерывности танца. В этом умении непрерывно "поспешать не торопясь" без суеты и лишних нот, по мнению Падди, и лежит связь с искусством старых мастеров. То, что остается от них вместе с танцами.

Наверное, не случайно, что при таком подходе в сочетании с великолепным знанием первоисточников ирландских мелодий, именно музыка в его исполнении была присоединена в качестве иллюстрации к книге "Мелодии и танцы Ирландии" (Ceol Rince na hEireann) Брендана Бряхнаха - самой крупной музыковедческой работе, посвященной ирландской музыке. Сотрудничество со знаменитым учёным и коллекционером обогатило Падди множеством новых записей.

8,13 КБ

В первой половине семидесятых Падди прошел весь путь наверх профессионального ирландского музыканта из народа - путь региональных конкурсов и фестивалей. Его мастерство игры на двухрядной гармонике или, как её называют в Ирландии, "кнопочном аккордеоне" было отмечено престижными наградами: он выиграл много конкурсов, четыре раза становился победителем соревнований Оряхтас (Oireachtas). Но вершиной для любого ирландского музыканта или танцора всегда остаётся победа в открытом чемпионате Ирландии (All-Ireland), в самом трудном фактическом, а не декларированном чемпионате мира, раз в год собирающем всех лучших. Она открывает дорогу к новым престижным контрактам и означает окончательный переход в профессионалы. Вместе с тем выигранный чемпионат All Ireland или Flea Cheoil в Ирландии остается за музыкантом навсегда, как за спортсменом звание олимпийского чемпиона. Свой All Ireland Падди О'Брайен из Оффали выиграл в 1975 году в городе Бункранна.

Дальнейшая его карьера, как и у многих знаменитых ирландских музыкантов, не нашедших дома ни финансирования народных проектов, ни поддержки и понимания прежде всего у чиновников от культуры, связана с Америкой. Интерес к ирландской музыке в Америке рос постоянно. Уровень же её оставался весьма низким. Падди никогда не питал иллюзий относительно Америки: "Ну да. У них есть желание играть ирландскую музыку, но вопрос в том, как они её играют". Живущие на два дома, небогатые по американским меркам ирландские музыканты должны были поставить ирландскую музыку в США и представление о ней на новый уровень. И это им отчасти удалось.




В 1978 году Падди вернулся в Америку, чтобы записать альбом "Is It Yourself?" для фирмы Шаннахи вместе со скрипачом Джеймсом Келли, сыном Джона Келли, и гитаристом Дайхи Спрюэлом. Это трио стало известно под названием "Bowhand". Втроем они дали множество концертов, играли на разных фестивалях в Вашингтоне, Сент-Луисе, Сент-Поле, Сан-Франциско, Бостоне, Нью-Йорке и в других городах по всей Америке. "Боухэнд" записали вторую пластинку "Spring in the Air" в 1980 году и несколько раз выступили на Общественном Национальном Радио города Сент-Пол. Этот проект, просуществовавший около пяти лет, получил признание среди любителей ирландской музыки во всем мире и достоин отдельной статьи.

В 1983 году Падди О'Брайен поселился в Миннеаполисе. Он начал гастролировать по США вместе с банджистом Шоном О'Дрисколлом из Корка и певцом и гитаристом Томом Дахиллом из Сен-Пола. Эта группа, под названием "Hill 16" записала альбом под таким же названием в 1984 году.

С середины 80-х Падди гастролировал с самыми разными музыкантами. В 1988 году он выпустил на фирме Гринлиннет свой первый сольный альбом "Stranger at the Gate", записанный при поддержке Дахи Спрюэла. В альбом вошло множество самых разных танцев, в том числе не только джиг, рилов, но и маршей и "хайлэндов" (ирландский вариант шотландского танца страспей). Причём многие танцы, которые написал сам Падди, абсолютно органично смотрятся вместе с народным материалом из репертуара музыкантов далекого прошлого.

В июне 1992 года Падди О'Брайена пригласили выступить на шоу традиционной музыки "The Pure Drop" на ирландском национальном телевидении. Вместе с другими музыкантами, в первую очередь с Мартином Хэйсом - скрипачом из Клэра - и дублинским волынщиком Патом Броудерсом, Падди О'Брайен между делом стал одним из основных музыкантов в пабе "John D. McGurk's" в Сент-Луисе - единственном пабе в Америке, который может похвастаться выступлениями ирландских традиционных музыкантов семь вечеров в неделю. До сих пор ни одно крупное ирландское мероприятие в Сент-Луисе без них не обходится. Однако связав себя с Америкой, американцем он так и не стал и продолжал реализовывать массу интересных проектов не только США, но и в Ирландии.

В 1993 году Падди опубликовал две поэмы, посвященные легендарным музыкантам-волынщикам Шемасу Эннису и Вилли Клэнси, в журнале Далгаш (Dal gCais) графства Клэр.

В 1994 году Падди успешно попробовал себя в качестве преподавателя. Он стал проводить недельные семинары в престижной музыкальной школе Willie Clancy Summer School в городе Милтаун Молбэй, графство Клэр. Для этой школы он также составил образовательную программу. Там же он выступал с концертами. В этом же году был организован прошедший с огромным успехом концертный тур по Ирландии.

В среде музыкантов и коллекционеров ирландской традиционной музыки Падди О'Брайен всё это время оставался и остаётся однимиз самых важных хранителей традиции. За свою почти сорокалетнюю карьеру он собрал более трех тысяч различных джиг, рилов, хорнпайпов, маршей и медленных мелодий (слоуэйров), среди которых есть немало редких и необычных, а многие известные, как правило ещё и в нескольких вариантах. До недавнего времени его коллекция вообще никак не была записана - обладая великолепной памятью, Падди просто помнил все мелодии наизусть! Осенью 1994 года Падди получил, увы не в родной Ирландии, а снова в Америке, грант от Национального Фонда Искусств на запись и аннотацию более 500 джиг и рилов из своего обширного репертуара в виде сборника - "Коллекция мелодий Падди О'Брайена" (The Paddy O'Brien Tune Collection).

После этого он провел остаток осени и большую часть зимы, записывая 500 избранных мелодий, которые составили "Коллекцию Падди О'Брайена". "Коллекция…" вышла в июле 1995 года и сразу же оказалась признанной как бесценный и необходимый ресурс ирландскими музыкантами по обе стороны Атлантики. На её базе Падди создал упражнения для собственной школы. В конце 1995 вместе со знаменитым скрипачом Мртином Хэйесом и Айданом Бреннаном он дал серию концертов, и мастер-классов на Аляске.

Вскоре после этого Падди О'Брайен создал группу Chulrua (по преданию так звали одного из верных псов героя ирландских саг Финна Мак Кумалла). В ней он играет и по сей день. Этот проект снова получился комбинированным американо-ирландским. В него вошли гитарист и певец из Типперери Пат Иган и американский волынщик-илленпайпер Тим Бриттон. В последнее время к ним добавился французский скрипач.

Падди О Брайену дано было воплотить в себе самом живую ирландскую традицию. Ему хватило не только внимания, слуха и памяти, гибкости пальцев, чтобы собрать и усвоить наследие музыкантов и коллекционеров прошлого. Ему хватило также, гибкости ума, доброты и чуткости, чтобы современным языком передать всё это молодым музыкантам в разных странах и дать им понять, что любая народная музыка сама по себе это не набор затвержённых стандартов и приёмов, а целый мир, живой, но существующий по своим законам. И в этом мире абсолютно органично находится место для авторского творчества, для того, чтобы не окаменеть в формальных рамках, привнести что-то яркое и индивидуальное, но не разрушить лишними экспериментами тот закон, ту внутреннюю целостность, которая и держит ирландскую музыку столько поколений. У каждого поколения ирландских музыкантов свой путь. Но на самом деле он у всех один. Общий.


8,93 КБ

Падди О'Брайен всё так же неутомим. Как и многие ирландские музыканты-шестидесятники он продолжает активно выступать, преподавать мододым и даже, благодаря интернету, всё чаще давать начинающим гармонистам советы по переписке. А вспомнил я его потому, что недавно у одного из лучших ирландских гармонистов появились ученики в Киеве. Кто знает, может появятся и в России?

Играет Падди О'Брайен

Reels Stranger At The Gate-Miss Ratray

Slip Jig Tiny The Trooper-Single Jig The Girls Of Knocknagow

The Rights Of Man; McGibbney's Fancy

Polkas: John Kelly's; The Green Cottage; Cuil Aodha

Lament From Eoin Rhua-Clan March The March Of Gaelic Order

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
red_wat_shod
Apr. 12th, 2007 04:39 pm (UTC)
Thanks
red_wat_shod
Apr. 12th, 2007 05:16 pm (UTC)
А блин! Последняя ссылка - на сет Rightsofman/McGibbney's!
logicz
Apr. 13th, 2007 06:46 am (UTC)
угу, я уже в комьюнити обратил на это внимание
old_fox
Apr. 14th, 2007 07:57 am (UTC)
Спасибо, поправил последнюю ссылку на слоуэйр и марш
red_wat_shod
Apr. 15th, 2007 09:58 am (UTC)
Урра!
gwlad_y_gan
Apr. 12th, 2007 04:57 pm (UTC)
ух ты! здорово! спасибо
filonova_olga
Apr. 12th, 2007 07:28 pm (UTC)
вот бывают гениальные люди!
andy_on_the_box
Apr. 15th, 2007 06:51 am (UTC)
Музыка О Брайена, и сам он, как человек - это наверно самый сильный вдохновляющий момент, с тех пор как я впервые взял в руки гармошку. Я заново открыл для себя ирландскую музыку! Простота его игры, как правильно замечено, отнюдь не проста, а обманчивая неспешность никогда не обманет человека играющего ирландскую традиционную музыку - я знаю цену этой "неспешности". Кроме всего он и замечательный интерпретатор, в своей коллекции он собрал довольно редкие сеттинги известных мелодий, при этом он с легкостью варьирует орнаментации, ноты при игре, так что даже набившие оскомину мелодии не приедаются и раскрываются заново...

Его музыка прекрасно отображает его характер, такой же непросто простой и разнообразный...

Такие люди, как Падди - теперь редкость, таких уж наверно не делают нынче :)
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Naoto Kishi