?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Семья Брусиловых была богата и влиятельна. Старший брат Лев Алексеевич, - фактический организатор Морского генерального штаба и первый его начальник. Средний брат – Алексей Алексеевич Брусилов – талантливый и перспективный военачальник. Младший брат Борис Алексеевич – действительный статский советник. После смерти старшего брата Льва его дети Сергей, Татьяна и Юрий (Георгий) остались на попечении родственников. Наиболее способным и дисциплинированным из них был Георгий, который решил продолжать морские традиции отца. В 1897 поступил в Морской корпус, который с отличием окончил в 1905 после чего сразу же попал во Владивосток на театр морских военных действий. Он плавал сначала на миноносце, а впоследствии на крейсере «Богатырь». С 1907 по 1909 Георгий Брусилов служит на миноносцах Балтийского флота и там же буквально заболевает Севером. В конце 1909 года он переходит в Гидрографическое управление и принимает участие в гидрографической экспедиции генерал-майора Сергеева. В 1911 году экспедиция составила подробную карту Чукотского моря и карту побережья Чукотки.

Молодой Юра Брусилов личность при всей дисциплинированности увлечённая и романтическая. О Севере он может говорить часами. После возвращения из экспедиции Сергеева он начинает планировать собственную экспедицию. Экспедиция Брусилова должна по его замыслу пройти по Северному ледовитому океану из Александровска (Полярного) во Владивосток и достичь одновременно нескольких целей: доказать возможную судоходность арктических вод и провести их научные. Помимо завоевания Северо-восточного прохода экспедиция Брусилова преследует и выгодные для государства коммерческие цели: учреждалось акционерное общество по добыче пушного и морского зверя в полярных водах. Основными совладельцами должны были стать организаторы экспедиции – лейтенанты Брусилов и Андреев. Но пока всё это оставалось только планами. Прежде всего экспедиции нужно было проверенное и надёжное судно. И деньги на снаряжение. Очень много денег.



После того, как лорд Джон Франклин, отправившийся на завоевание Северо-западного арктического прохода на двух кораблях, пропал без вести вместе со всеми матросами на его поиски было отправлено более 50 полярных экспедиций. Для поисков Франклина был специально построен корабль, способный выдержать длинные арктические переходы. По сути это была укреплённая китобойная шхуна. Длина 44,5 метра, ширина 7,65 метров. Общее водоизмещение тысяча тонн. Судно также было снабжено паровой машиной, способной придать ему скорость до пяти узлов. Судно отличал также укреплённый «арктический корпус» и крепкий стоячий такелаж, способный нести не только большие паруса, но и бочку на грот-мачте, откуда вперёдсмотрящий мог высматривать морского зверя или землю на горизонте. На носу стояли две гарпунные китобойные пушки. Сначала шхуна называлась «Ньюпорт». После того, как стало ясно, что лорд Франклин и остатки его экспедиции умерли от голода на острове Кинг Вильям, арктическое судно долго не находило применения и долгое время плавало как китобой под названием «Пандора». Американское правительство с радостью согласилось продать корабль для нужд экспедиции Брусилова. Стоимость корабля составляла 20 тысяч рублей. Но этого было мало. За иностранное судно необходимо было доплатить больше 12 тысяч рублей пошлины. Это всё без учёта найма команды и оснащения всей экспедиции, которая должна была длиться более двух лет. Общая смета экспедиции составляла 90 тысяч рублей. Итого около 133 тысяч. Лейтенант Андреев, человек галантный и словоохотливый, был мастером общения с прессой. Но всё, что он мог, это максимально разрекламировать экспедицию, её будущие открытия и перспективу глобальной пушной концепции для России. Это могло помочь собрать некоторые пожертвования, привлечь внимание властей, может даже снизить пошлину, но денег экспедиции много бы не добавило. К тому же капитан судна Брусилов не очень хорошо разбирался в людях и совсем не мог искать деньги. Сначала родственники отнеслись к затее более чем прохладно. Генерал Алексей Брусилов скептически покачал головой. Статский советник Борис Брусилов прекрасно понимал выгоду от торговли пушниной, но риск был слишком велик.

И тут на помощь пришла жена Бориса Алексеевича – баронесса Анна Николаевна Брусилова. Она была хозяйкой большого состояния и согласилась выкупить судно и финансировать арктический переход. Деньги за судно были выплачены, обрадованный Брусилов, видя в успешном воплощении своей мечты не только вою доброй тётушки, но и волю божью, дал кораблю новое название: «Святая Анна».
Однако фактическим спонсором экспедиции и управляющим всего проекта от имени баронессы Анны Николаевны выступил дядя, составивший для Георгия Брусилова условия контракта. Георгий Брусилов назначался лично ответственным перед Анной Брусиловой и царскими властями за экспедицию, весь промысел и торговлю. Он должен был предоставлять регулярный отчёт обо всех расходных суммах, также был обязан не предпринимать никаких операций без предоставления и согласования предварительных смет. Брусилов нёс личную ответственность за сохранность судна и всей добычи. При этом от всех доходов будущей пушной концессии ему причиталась четверть. Остальное делили между собой дядя с тётей. Немаловажно, что нужды экспедиции дядя Борис Алексеевич согласился оплачивать только по частям при предоставлении сметы всех текущих расходов. А компенсировать затраты надо было уже сейчас. Рекламная компания Андреева тем временем дала результаты: пресс-конференции следуют одна за другой, газеты в восторге. Наиболее лестные отзывы дают журнал "Русское судоходство" и газета "Новое время". Правда, больше всего хвалят не молодого способного капитана, а его судно "Святую Анну": "Шхуна производит отменно благоприятное впечатление в смысле основательности всех детялей корпуса. Материал первоклассный, обшивка тройная, дубовая. Подводная часть обтянута листовою медью". "Корабль первоклассно приспособлен для сопротивления давлению льдов, и в случае последней крайности он может только быть выброшен на поверхность льда". Конечно же все газеты не забывают упомянуть героическую историю бывалого арктического судна, участвовавшего ещё в поисках лорда Франклина.

Тут в голову Брусилову приходит интересный план. Он планирует начать арктический переход при большом стечении народа из Санкт-Петербурга и совершить переход из Петербурга в Александровск (Полярный)вокруг Скандинавии с заходом в европейские порты. На это время "Святая Анна" превращается как бы в круизное судно. Наверняка найдётся много желающих прокатиться на корабле-герое прошлых арктических походов и будущем покорителе Северо-восточного морского пути. А Брусилову это должно принести дополнительный доход и обезопасить от своеволия дяди. А уже из Архангельска начнётся полярный и исследовательский этап экспедиции до самого Владивостока.

В эти же дни упорный и фанатичный лейтенант Седов, с огромным трудом собирая средства, готовится выйти из Архангельска на покорение Полюса. У него отличная команда таких же, как он сам, полных мрачного веселья и решимости единомышлеников, но практически нет денег и недостаточно снаряжения. Географическое общество делает всё, чтобы помешать планам выскочки и самоучки Седова, сына бедного азовского рыбака. Тем более, что вот-вот начнётся экспедиция Георгия Брусилова, сулящая гораздо больший экономический престиж и выгоду России. Экспедиция считается блатной, богатой, дворянской. Все предрекают ей успех. На самом же деле Брусилову ещё тяжелее, чем Седову. Всё от одежды до угля добывается с огромными трудностями. Поставщики в Питере заламывают огромные цены, и хотя они не обманывают Брусилова, как купцы в Архангельске Седова, но понимают, что молодой богатый аристократ может заплатить втридорога, у него денег куры не клюют. Его экспедицией интересуется лично император. На самом деле дядя выплачивает необходимые суммы с огромным опозданием, судно простаивает неделями, а нанятые матросы неделями не получают денег. Брусилов должен улыбаться репортёрам и считать каждую копейку.
Поэтому сдачу кают "для спортсменов" (то есть богатых туристов)Брусилов придумал не от лёгкой жизни. Наняли даже профессионального лакея-латыша, выполнявшего роль стюарда. Да только не пошло дело у Брусилова и здесь. Туристов всего трое. Вернее три туристки. Две молодые очень богатые дамы и Ерминия Жданко - двадцатилетняя дочь генерала Жданко, давнего друга семьи Брусиловых. Её сам Георгий Львович приглашал когда-то "прокатиться до Архангельска". Конечно же бесплатно. Николай Андреев даёт последнюю пресс-конференцию прямо в кают-компании "Святой Анны". Виски с содовой, сигары. Ему удаётся убедить прессу, что экспедиция носит не только коммерческий, но и патриотический характер. Уступив нажиму общественного мнения, чиновники, с позволения императора Николая Второго, который обожал красивые жесты, на треть снизили пошлину за корабль. Брусилову стало легче дышать. Можно было готовиться к отплытию.




Наконец, 10 августа 1912 года "Святая Анна" снимается с якоря и под магниевые вспышки репортёров и крики "Ура!" идёт курсом на Копенгаген. Все встречные суда поднимают приветственные флаги. В их числе яхта "Стелла", на которой в Россию приехал почётный гость, будущий президент Франции Пуанкаре.
После приветствия Пуанкаре спросил своих спутников:
- А как раньше назывался корабль?
- "Пандора".
- Да уж... Женщина, которая неосторожно открыла шкатулку со всеми несчастьями...

В Копенгагене высадили первую пассажирку и должны были простоять два часа, но простояли почти двое суток. На рейде стояла "Полярная звезда" яхта дома Романовых. Царь пожелал видеть Брусилова, чтобы сказать тому напутственные слова. По воспоминаниям, Брусилов сокрушённо покачал головой: "Вот наделали же шуму на всю Россию". Встреча прошла как и положено, а вечером того же дня Брусилов отправил письмо домой: "Мама, есть у меня просьба к тебе, не можешь ли ты проконтролировать дядю в следующем. Он обязан семьям моих служащих выплачивать ежемесячно. Я же боюсь, что он уморит их с голоду."

На следующей стоянке в Тронхейме на судно не вернулся норвежский механик, передавший только, что "экспедиции удачи не будет, а риск большой". А ведь только вчера в первый день стоянки он принимал команду у себя дома, угощал и даже организовал поход в лес за грибами! Впрочем, с машиной справились и мотористы. Надо было спешить: в Карском море вот-вот могли встать серьёзные ледяные поля, а "Святая Анна" ещё не дошла и до Александровска. Зато на корабль в Тронхейме нанялся бывалый гарпунёр Денисов. В Александровске должны были ждать Андреев, гидролог Севастьянов и судовой врач. Там же надо было высадить обеих пассажирок. Однако, всё оказалось иначе.




Николай Андреев, узнав, что ему от экспедиции не причитается ничего, хотя всю рекламу экспедиции сделал он и он же добился снижения пошлин, просто не приехал в порт. Вместе с ним отказались идти гидролог и доктор. Из офицеров на "Святой Анне" остались капитан Брусилов, штурман Альбанов и два гарпунёра.
И тут всех поразила Ерминия Жданко. С детства она ездила вместе с отцом-генералом по гарнизонам и не боялась никакой работы. К тому же двадцатилетняя девушка закончила курсы медсестёр и мечтала учиться медицине. Поэтому она заявила, что на берег не сойдёт, а останется в экспедиции в качестве судового врача. Возражать ей никто не посмел, тем более, что за время первого этапа плавания она неоднократно помогала команде. И не только как доктор. Брусилов писал домой:
"Деньги дядя опять задержал, а я стою тут почти третий день даром, когда время так дорого! Если бы не она (Ерминия Жданко), то я совершенно не представляю, что бы я тут делал со всею экспедицией и без копейки денег. Она получила 200 рублей и отдала их мне, чем я и смог продержаться, всё выплатить и закупить, не оскандалив себя и экспедицию".
10 сентября в Александровске тяжело и мрачно загуляла команда, в которой у многих были дурные предчувствия. Некоторые не вернулись на борт. Но решительный и опытный штурман Валерьян Альбанов доукомплектовал команду промысловиками. Ерминия получила из дома добро от отца и уже чувствовала себя полноправным членом экипажа. Постепенно все успокоились, тем боле, что кроме незначительных задержек со снабжением ничего не превещало беды.
На следующий день "Святая Анна" вышла навстречу двухлетней борьбе с арктическими льдами, которая закончилась таинственным исчезновением и гибелью.

В последнее плавание вместе с капитаном Брусиловым отправились: штурман Валериан Альбанов,врач Ерминия Жданко, гарпунёры В. Шлёнский и М. Денисов, Боцман П. Потапов, рулевой Максимов, матросы Конрад, Мальбарт, Парапринц, Шпаковский, Нильсен, Луняев, Пономарёв, Баев, Шахнин, Смиренников, Анисимов, Архиереев, машинисты Фрайберг и Губанов, кочегар Шабатура, повар Калмыков и стюард Регальд.

Из всей команды в живых остались только двое. Но борьба "Святой Анны" в Арктике и версии её гибели будут темой отдельной истории.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
ex_bolonk
Feb. 6th, 2006 04:31 pm (UTC)
Сильно!
Очень буду ждать продолжения!
karl_gustav
Feb. 6th, 2006 04:37 pm (UTC)
Александровск - это не Мурманск...
...хотя они и близко друг от друга.

Ныне это город Полярный, главная база Северного флота. А Мурманск назывался Романовым-на-Мурмане.
old_fox
Feb. 6th, 2006 04:48 pm (UTC)
Спасибо. Я знаю, что такое Полярный.
beldmit
Feb. 6th, 2006 05:06 pm (UTC)
Спасибо!
old_fox
Feb. 6th, 2006 05:08 pm (UTC)
Пожалуйста, но это ещё не всё :)
u_96
Feb. 6th, 2006 06:05 pm (UTC)
Класс. :)
А где ту би континед?
grey_croco
Feb. 6th, 2006 07:42 pm (UTC)
Хорошо
Очень детально написано.
Если не секрет, какие источники использовали?
old_fox
Feb. 6th, 2006 07:46 pm (UTC)
Re: Хорошо
Очень много источников. Это одна из моих любимых арктических историй. Вам список публикаций и книг перечислить? Так основная история ещё впереди.
grey_croco
Feb. 6th, 2006 08:27 pm (UTC)
Re: Хорошо
Список не надо :).
Просто у меня есть книжка "По следам таинственных путешествий" изд. Мысль, 1988. Сборник очерков по пропавшим экспедициям, два очерка посвящены как раз "Святой Анне". Оттуда я в свое время и узнал эту историю в подробностях.
История эта для меня очень интересна, как и все нераскрытые тайны. С удовольствием прочитаю продолжение.
old_fox
Feb. 6th, 2006 08:43 pm (UTC)
Re: Хорошо
Была и такая книжка. Один из её авторов Д. Алексеев - один из ведущих специалистов по Арктическим экспедициям. Там в сжатом виде всё довольно хорошо пересказано и про плавание "Святой Анны", и про почту Валерьяна Албанова. Алексеев и Новокшонов - большие специалисты в расследовании загадок экспедиции Брусилова. Они, кстати, опубликовали несколько интереснейших статей на эту тему в журнале "Вокруг света" в самом начале восьмидесятых. В них есть цитаты писем Жданко, Албанова, Брусилова, в том числе и те, которые я привожу здесь.
Есть ещё польские историки Арктики муж и жена Центкевичи и их книги о пропавших экспедициях, в том числе Брусилове и Русанове, материалы музея Арктики и Антарктики в Петербурге, биограф Албанова красноярский историк Валерий Троицкий, отчёты Брейтфуса о поисках пропавших русских экспедиций, работы Сергиевского, анализировавшего появившийся в 1926 во Франции художественный "дневник" экспедиции Брусилова.
Вот как-то всего понемножку и используем...
iraan
Feb. 6th, 2006 08:54 pm (UTC)
... с нетерпением жду окончания
old_fox
Feb. 6th, 2006 08:58 pm (UTC)
За ночь к утру или завтра днём.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Naoto Kishi