?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Св. Бригита (450? - 525?) - St.Brigid, St.Brigit, St.Bride
Покровительница новорожденных, кузнецов, коров и доярок, Ирландии, повитух, поэтов, моряков, ученых и путешественников.

Когда речь заходит о Св.Бригите и ее земном пути, оказывается, что граница разделающая реальность и миф, факт и вымысел весьма размыта, если она вообще существует. Хотя Св.Бригита возможно самая известная из всех ирландских святых после Св.Патрика, исторические данные о ней чрезвычайно скудны, а достоверные документы практически отсутствуют. Официальное житие Святой было записано спустя более ста лет после ее смерти и представляло собой в основном перечисление многочисленных чудес, которые сопровождали Бригиту на протяжении всего ее земного существования.

Нет единого мнения о дате рождения Св.Бригиты. Разные источники называют разные года: 450, 452, 453, 457... По одной версии считается, что место ее рождения находится на территории современного графства Килдар (Co.Kildare), по другой - в графстве Лаут (Co.Louth). Зато завидное единодушие демонстрируют все легенды и жизнеописания, в том, что касается ее отца. Им был благородный Дубтах (Dubtach, Dubhthach), предводитель одного из местных кланов. Насчет матери тон не такой уверенный. По самой распространенной версии Брокшах (Brocseach, Brocca) была рабыней в доме Дубтаха, хотя в благородстве происхождения некоторые ей не отказывают тоже. Считается также, что она была христианкой, крещенной самим Св.Патриком.

Дальнейшие события излагаются в соответствии с версией о рабском положении матери Бригиты при дворе правителя....



Итак, жена правителя, узнав о беременности рабыни и о причастности к этому самого Дубтаха, произошедшего, естественно, не одобрила, а потребовала немедленно удалить несчастную соблазненную женщину. Что и было сделано самым простым способом: Дубтах избавился от матери своего будущего ребенка, продав ее (или подарив) какому-то поэту, который в то время гостил у него при дворе, прославляя на пирах силу и мужество благородного вождя. Этот поэт впоследтсвии перепродал Брокшах друиду (нерожденный ребенок частью сделки, вроде бы, не был). Таким образом спустя некоторое время в доме друида родилась та, которой было суждено стать самой почитаемой святой в Ирландии...

Чудеса вокруг Бригиты начали происходить с первых дней ее жизни. Так, вскоре после рождения девочки ее мать отправилась доить коров (рабыня, все-таки), оставив девочку в доме одну. Издали соседи заметили, что весь дом охвачен пламенем. Но когда они прибежали тушить пожар, огонь чудесным образом исчез. Это событие было воспринято как первое свидетельство того, что Бригита преисполнена Святым Духом.

До десятилетнего возраста Бригита воспитывалась в доме друида, а затем вернулась к своему настоящему отцу. Возможно, к тому времени его ревнивая жена уже умерла, может быть просто неприятные события давно минувших дней стерлись из памяти, а что осталось - то быльем поросло, в общем Дубтах решил взять на себя исполнение отцовского долга. Но его ждало горькое разочарование, и вспыхнувшие было в нем нежные чувства к дочери (если они вообще имелись) быстро угасли. Дело в том, что Бригита была очень щедрым ребенком. Щедрость вообще, несмотря на то, что качество это достаточно редкое, назвать чудом все-таки нельзя. Но та щедрость, которую Св.Бригита проявляла с раннего детства, уже попадает в разряд чудес. (по-крайней мере, с точки зрения одариваемых). Так рассказывают, что однажды она раздала людям весь запас масла своей матери. К счастью, в дальнейшем ее молитвы были услышаны (ведь девочка вовсе не хотела расстраивать бедную женщину), и запасы чудесным образом восстановились. Она отдавала свою обувь, оставаясь босой, она снимала с себя плащ, чтобы согреть другого. Попав в богатый дом своего отца, Бригита обнаружила там широкие возможности для своей благотворительной деятельности. Чем и не замедлила воспользоваться. Она принялась раздавать голодным все, что могла отыскать на кухне или в кладовых отца, а нуждающимся - все, что можно было вынести из покоев его дома. Даже меч Дубтаха она отдала какому-то прокаженному. Домашние, правда ее энтузиазма не разделяли, они в большинстве своем пребывали еще во мраке язычества. Но зато именно благодаря своей наивной и бескорыстной щедрости Бригита получила свободу - ее отец больше не мог терпеть разорения , учиняемого в его хозяйстве доброй девушкой. Говорят, Дубтах не возражал, когда Бригита объявила ему о своем намерении принять постриг.

По другой версии, Дубтах, доведенный до белого каления действиями Бригиты, отвез ее к Королю. Там он хотел избавиться от дочери тем же способом, каким ранее он избавился от ее матери. Но король, побеседовав с Бригитой, был очень тронут глубиной ее веры и предложил ей посвятить себя церкви. Это решение с удовлетворением было воспринято всеми сторонами...

Есть еще одна легенда, относящаяся к периоду пребывания Св.Бригиты в доме своего отца. Дубтах очень хотел выдать дочь замуж (тоже неплохой способ избавить свой дом от нежелательного домочадца). А поскольку Бригита славилась не только своей феноменальной щедростью, но и необыкновенной красотой, недостатка в желающих попытать счастья не было. Но мысли о собственном домашнем очаге девушку не согревали, и она категорически отвергала всех претендентов. В этом столкновении двух характеров никто не хотел уступать. Дубтах в представлении все новых и новых кандидатов проявлял упорство, достойное кельта. Настойчивые попытки выдать ее замуж подвергли суровому испытанию кротость и смирение будущей святой. В концов концов доведенная до отчаяния Бригита стала возносить Господу молитвы об избавлении ее от супружества и о лишении ее с этой целью красоты. И Господь внял столь необычной просьбе, исходящей из уст одной из прекраснейших девушек Ирландии. Красота чудесным образом покинула Бригиту, а вместе с исчезнувшей красотой исчезли и соискатели ее руки. На этот раз Дубтах проявил мудрость, достойную правителя, отказавшись тягаться с дочерью и Проведением... (Утешьтесь, те кого опечалила судьба Бригиты, ибо ее красота снова вернулась к ней, как только она постриглась в монахини. Ведь это была не обыкновенная девушка !).

Но какова бы ни была предыстория принятия Св.Бригитой монашества, а в один прекрасный день она вместе с семью другими девушками, облаченными в белые одеяния, предстала перед Св.Мелом епископом Лонгфорда (St.Mel, bishop of Longford) и произнесла свой монашеский обет. Говорят, он по ошибке (но не без вмешательства Божественного Проведения) рукоположил ее в епископы.

Приняв постриг, Бригита стала подыскивать землю для будущего монастыря. Она обратилась с просьбой к королю Лейнстера, чтобы он выделил ей всего лишь столько земли для общины, сколько она накроет своим плащом. Он радостно пообещал исполнить ее просьбу, ни мало не задумавшись в чем же здесь подвох. (видно не часто ему приходилось до этого иметь дело со святыми). Когда дело дошло до выделения требуемого участка, плащ Св. Бригиты чудесным образом покрыл весь Куррах (Curragh, Co.Kildare), огромный луг, известный проводимыми там и тогда и теперь скачками.

Основанный в Килдаре монастырь стал первой в Ирландии женской монашеской общиной. Постепенно он превратился в центр образования и учености и еще при жизни СВ.Бригиты занял особое привелегированное место в Ирландской Церкви.

Сама Св.Бригита странствовала на колеснице по всей Ирландии и несла людям благую весть, продолжая начатое Св.Патриком обращение язычников (сведения о возможности их личной встречи отсутствуют). Легенды утверждают, что все, к чему прикасалась Святая, возрастало (в качестве) и умножалось (в количестве) - будь это, овцы, за которыми она ухаживала, или пища, которой она насыщала голодных. Она излечивала немощных одной молитвой или каплей собственной крови. Подобных чудесных исцелений Св.Бригите приписывают множество: она возвращала здоровье прокаженным и отверзала уста немым. Существуют истории о превращении ею воды в пиво и камней в соль. Она общалась с животными, ходатайствовала о пленных, добивалась милости к осужденным.

Она видела красоту и совершенство в любом творении Бога. Среди ее добродетелей были благородство и щедрость, умение любить и умение сострадать.

Считается, что после смерти (в 523, 524 или 525) ее останки были перевезены в Даунпатрик (Downpatrick), и она были похоронена рядом со Св.Патриком и Св.Колумбой.

Дискуссия о том, существовала ли Св.Бригита в действительности, или легенды о ней были созданы Католической Церковью с целью обращения кельтов в христианство, не прекращается до сих пор. В VI веке Папа Грегорий I советовал Св.Августину обращать Англию не силой, разрушая языческие капища и объявляя местных божеств демонами, но мягкостью, давая языческим традициям новое христианское толкование. В Ирландии христианство также не вытесняло язычество, а накладывалось на местные кельтские верования и суеверия. Места и объекты языческого поклонения вскоре стали почитаться Христаинской Церковью, языческие празднества стали частью нового культа. Так, днем Св.Бригиты стало 1 февраля, канун Имболга (Imbolg, Imbolc) - языческого праздника весны, а имя самой Бригиты перекликается с именем языческого женского божества Бригид (Brighid), которому и был посвящен Имболг. Аналогии напрашиваются не только из-за созвучия имен. Христианская Святая "унаследовала" и часть атрибутов кельтской богини: способность исцелять, ученость, поэтический дар... Многое указывает на то, что место в Килдаре, где Св.Бригитой был основан монастырь, раньше было языческим святилищем (кстати, название Килдар означает "церковь дуба"). В самом монастыре в кольце деревьев двадцатью монахинями на протяжении веков поддерживался священный огонь, и не один мужчина не имел права войти в этот круг. О тесной связи христианской Святой с друидической традицией указывает и то, что по легенде Св.Бригита родилась и некоторое время воспитывалась в доме друида. А рождение на пороге (не в доме, но и не вне дома) или вскармливание молоком белых красноухих коров свидетельствует в ирландской мифологии о принадлежности потустороннему миру.

Была ли Св.Бригита историческим лицом или изобретением Церкви мы, пожалуй, никогда не узнаем, но как бы там ни было, а она до сих пор среди святых покровителей Ирландии по популярности уступает только Св.Патрику. Кстати, ее влияние не ограничивалось только Ирландией. Она была известна в Европе как Гэльская Мария (Mary of the Gael), а средневековые рыцари избрали ее своей покровительницей. Во всем Католическом мире ее чтут как образец истинного монашеского служения. В Пьяченце (Италия), Лумьере (Португалия), Брюгге (Бельгия) есть церкви, посвященные Св.Бригите. В Англии таких церквей 19, среди них старейшая лондонская церковь Св.Бригиты на Флит стрит (St.Bride's on Fleet Street). Символом Св.Бригиты в иконографии является зажженная лампа или свеча, часто она изображается с коровой, лежащей у ее ног, или гусями.

А традиционным ирландским приветствием стало
"Brid agus Muire dhaoibh" - "Пусть Бригита и Мария будут с вами"





Традиции, связанные с днем Св. Бригиты

Считалось, что на кануне своего праздника Св.Бригита путешествует по стране, благославляя людей и их жилища. Как символ того, что в этом доме ей рады и с нетерпениям ждут ее посещения на подоконник выкладывали пирог или куски хлеба с маслом. (в некоторых районах Ирландии специально к этому дню пекли хлеб в форме креста.) Рядом клали несколько колосьев для ее любимой белой коровы.

Как бы ни был беден дом, а любая хозяйка всегда старалась приготовить праздничный ужин или хотя бы одно праздничное блюдо. Традицинным угощением были яблочные пироги, пирожки с маком, оладьи, пшеничные или ячменные лепешки, тыквенные и подсолнечные семечки. Обязательно на стол подавалась масло (оно специально сбивалось утром). В честь Святой, прославившейся своей щедростью, и чтобы обеспечить богатство и благополучие в следующем году, более зажиточные хозяева угощали маслом и молоком своих менее удачливых соседей. Иногда по таком случаю резали овцу и раздавали мясо друзьям и просто нуждающимся.

Рассказывают, что однажды она посетила умирающего правителя-язычника и окрестила его крестом, сплетенным тут же из тростника. Отсюда пошел обычай в день Св.Бригиты плести камышовые или тростниковые кресты для защиты дома в течение всего следующего года. Кресты сплетенные в этот день прикрепляются над дверью взамен прошлогодних, которые хозяева снимают и хранят в доме.

В праздник Св.Бригиты были запрещены любые действия связанные с вращением колеса. До сих пор в Ирландии детям в этот день не дают кататься на велосипедах !

В этот день можно повсюду увидеть носовые платки, развешенные на бельевых веревках. Это делается для того, чтобы обеспечить здоровье всех членов семьи на весь следующий год. Раньше развешивали полоски ткани или ленты (они назывались мантиями Бригиты). Считалось, если Святая коснется их, то они преобретут целебные свойства.

В старину ряженные ходили от дома к дому и носили с собой соломенную куклу. Она называлась Бридёг (Brideog). Сопровождавшие ее парни (Biddie Boys) пели и танцевали, а хозяева благодарили их конфетами, пирогами и деньгами.



Большое спасибо macrua

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
true_mothlike
Feb. 1st, 2006 02:40 pm (UTC)
Спасибо за познавательную историю. И с праздником вас!
tyrik
Feb. 1st, 2006 02:52 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо!
ikadell
Feb. 1st, 2006 04:15 pm (UTC)
В старину ряженные ходили от дома к дому и носили с собой соломенную куклу. Она называлась Бридёг (Brideog). Сопровождавшие ее парни (Biddie Boys) пели и танцевали, а хозяева благодарили их конфетами, пирогами и деньгами.
Sounds like Koliada in Russia and Halloween in America...


farraige
Feb. 1st, 2006 05:37 pm (UTC)
Колядование (carolling) -- распространено и поныне в англоязычных странах. В отличие от trick-or-treating в Хэллоуин, предполагается, что колядующие должны как-то заработать подаяние -- песней ли, пляской ли.
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Naoto Kishi