?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Лиз Кэрролл - музыкальный символ и гордость чикагских ирландцев и одна из лучших ирландских скрипачек на современной сцене - родилась в 1956 году в Чикаго в семье ирландских эмигрантов.
Её отец играл на трёхрядной гармошке и стал учить маленьку дочку музыке именно на этом инструменте, но к девяти годам она выбрала скрипку. Большинство скрипачей в Ирландии по традиции начинают играть на скрипке гораздо раньше, чем узнают ноты, и музыкальное образование лишь помогает им закреплять уже сложившийся навык и записывать аранжировки. У Лиз это образование шло параллельно. Она ходила в музкальную школу, постигая премудрости классической музыки, одновременно с этим регулярно участвовала вместе со своим папой в сейшенах в прокуренных пабах южного Чикаго, впитывая десятками всё новые и новые народные мелодии.
В двенадцать лет она впервые сама написала рил и сыграла его на сейшене. Тогда в ней впервые проявилась композиторская жилка. Сейчас на её счету более 170 танцев собственного сочинения. Не случайно именно Лиз Кэрролл считается одним из наиболее удачливых и популярных музыкантов, сочетающих мастерство исполнителя и композитора.
Признание к любому выдающемуся ирландскому музыканту впервые приходит после того, как он выигрывает All-Ireland - открытый музыкальный конкурс среди любителей, в котором имеют право участвовать победители музыкальных конкурсов и фестивалей графств и городоа Ирландии, а также желающие попытать счастья из-за рубежа. Свой первый Открытый чемпионат Ирландии среди юниоров Лиз выиграла летом 1974 года. И на следующий же год она сумела дважды победить во взрослом конкурсе. Вместе с Джимми Кином она получила титул лучшего скрипичного дуэта и одновременно выиграла самый престижный из программы конкурсов All-Ireland - личное первенство среди взрослых скрипачей. Именно с Лиз Кэрролл во многом началась счастливая для молодых чикагских музыкантов традиция приезжать в Ирландию, чтобы выигрывать престижные конкурсы - теперь им было на кого равняться. В конце семидесятых в Америке среди потомков ирландских эмигрантов нарастал новый бум ирландской инструментальной музыки. Лучшие ирландские музыканты ехали в Америку. Молодые американские инструменталисты начали зписывать альбомы при поддержке "старших братьев".



Первый альбом с участием Лиз Кэрролл вышел в 1978 и был записан в дуэте вместе с ещё одним чемпионом All-Ireland - гармонистом Тобби Мак Гвайером. Музыканты озаглавили альбом по названию финального рила Kiss Me Kate и записали двенадцать сэтов ирландских народных танцев в собственных аранжировках.
Вскоре не заставил себя долго ждать и первый сольный альбом Лиз Кэрролл "A friend Indeed" Он вышел в 1978 на той же фирме "Shannachie" в серии "мастера ирландсклй народной музыки". Это был своего рода аванс, который Лиз бесспорно оправдала. И критика, и публика замечетельно оценили материал альбома, уровень исполнения и в том числе талант Лиз как композитора, поскольку на альбоме было пять её собственных композиций. Однако после этого Лиз на полных десять лет с головой уходит в концертную деятельность.
Только в 1988 она снова возвращается в студию, на этот раз вместе со знаменитым гитаристом и певцом Дахи Спрюэлом - участником "Bowhand", а позже гитаристом группы "Altan". Альбом называется просто по имени скрипачки Liz Carroll. Именно на нём она полностью раскрывается, как зрелый мастер и прежде всего композитор. Из 15 пьес 12 она написала сама. При этом она пишет не только ирландские джиги и рилы, но и, например, страспеи в шотландском стиле. Некоторые танцы тяготеют к франко-канадской традиции. А в целом внутри этого альбома удивительно сочетались лирические, меланхоличные и предельно энергичные, драйвовые вещи. Альбом "Лиз Кэрролл" признаётся лучшей записью народной музыки в США и удостаивается почётного места в Библиотеке Конгресса США.

Сотрудничество с Дахи Спрюэлом открыло для Лиз новые возможности. Вместе с гармонистом Билли Мак Коммиски они создают замечательное трио "Trian". Трио - это особая форма группы, в которой с одной стороны у каждого музыканта достаточно свободы для импровизации и самовыражения в отличие от большой группы,подчинённой чётким единым задачам. При этом каждый должен играть максимально чётко и уверенно, потому что минимальная перемена настроения, ошибка или неуверенность сразу же будут слышны. Размазать их под видом импровизации на фоне многочисленных инструментов, как в большой группе или оркестре (кейли-бэнде)никак не получится Именно поэтому в трио в ирландской музыке обычно чаще объединяются настоящие мастера, способные выдержать золотую середину между импровизацией и чётким традиционным каноном. Каждый из музыкантов виден в общей картинке, как вершина треугольника. Он - отдельная треть, но при этом одновременно все максимально жёстко привязаны друг к другу. Это ощущение музыканты передали в 1992 на первом альбоме, где на обложке был нарисован треугольник, а само название "Trian" по-ирландски означает "треть". Вкладом Лиз Кэрролл в первый альбом трио стали, помимо прочего, четыре собственные композиции. Второй альбом "TrianII" был записан в 1995 и до сих пор считается одним из лучших в ирландской музыке 90-х годов Скрипка и гармошка мастерски перекликаются друг с другом в танцах, а экономная, чуть скупая, но удивительно чёткая и звучная гитара отлично подчёркивает все акценты. В записи, помимо Дахи Спрюэла участвовал и другой гитарист "Алтана" Кьярран Курран, а сам Спрюэл спел несколько фирменных проникновенно грустных баллад о несчастной любви, которые он с детства выучил ещё в родном Дерри в Ольстере. В том числе и горячо любимую мной Once I knew a pretty Girl
The Air Tune, который Лиз Кэрролл написала для этого альбома многими музыкантами до сих пор считается образцом медленной мелодии (слоу эйра). Этот альбом я очень рекомендую всем русским любителям ирландской музыки. В крайнем случае, готов поделиться файлами самостоятельно.





К середине девяностых авторские мелодии Лиз Кэрролл уже давно пересекли Атлантику и стали считаться народными в самой Ирландии, где их повсеместно играли на фестивалях, в пабах, и просто для себя. Лиз Кэрролл сама становится "ирландским народом", особенно в глазах американцев. Её популярность необычайно высока. В 1994 году Лиз Кэрролл получает из рук Хиллари Клинтон почётную премию за сохранение культурного наследия и национальной самобытности в США. В том же 1995 Лиз Кэрролл по опросам читателей и журналистов признаётся прессой одной из 100 самых влиятельных и популярных граждан США ирландского происхождения. Это при том, что она не политик или миллионер, а всего лишь скрипачка, исполняющая народную музыку.
Скорее всего разгадка в том, что Лиз Кэрролл к тому времени сумела создать мелодии, которые подчёркивали связь многих американцев с Ирландией, но при этом были достаточно лёгкими и понятными для восприятия простому американскому слушателю, который особо Ирландией никогда не интересовался. Скрипачка и композитор "будила" в американцах ирландские корни, не заигрывая при этом ни с массовой культурой, ни с коммерческими "ирландскими" шоу вроде Riverdance, как та же Эйлин Иверс.
Популярность Лиз Кэрролл в родном Чикаго дошла до того, что мэр города объявил 18 сентября 1999 года днём Лиз Кэрролл. Ни один ирландский музыкант не удостаивался в Америке персонального "дня города", об Ирландии, где даже самым талантливым часто не хватает возможностей на гораздо более скромные мероприятия, и говорить не приходится!
Однако ни прошлые заслуги, ни многочисленные концерты по всему миру, ни участие в записи больших "фестивальных дисков" с другими известными скрипачами (она отметилась в 90-х на двух сборных дисках) не могли заменить её поклонникам долгожданного сольного альбома. Наконец, через 12 лет после выхода первого альбома, Лиз Кэрролл выпускает в 2000 году новый диск "Lost in the Loop".

Реакция на него была бурной, но не совсем однозначной. Делать альбом Лиз помогали музыканты ведущей американо-ирландской группы Solas. Продюссировал его лидер Solas мультиинструменталист Шеймус Иган. Большинство поклонников признало альбом очень удачным и согласилось, что его стоило ждать столько лет. В то же время всем были заметны две вещи. Во-первых, композиции Лиз Кэрролл не вполне вписывались в манеру аккомпанемента Solas. Ей, видимо, было неуютно в усреднённом "кельтском" коммерческом стандарте "пожалуйста-побольше-всяких-там-инструментов-и-как-можно-быстрее-что-нибудь-в-ля". А вот для Solas это вполне нормально. Поэтому у многих создавалось впечатление, что знаменитая скрипачка иногда "спорит" с аккомпанементом и пытается его задавить, чтоб не дать себя загнать и подмять. Во-вторых, Лиз Кэрролл пошла в некоторых мелодиях на эксперименты с ритмом и перешла на усыпляющие, тяжёлые, плачущие интонации и достаточно монотонные ходы в медленных частях. Лёгкой текущей грусти ирландского слоуэйра уже не было. Судя по отзывам, эмигрантами еврейского происхождения это было принято с одобрением и пониманием, а вот многим ирландцам показалось уже слишком.
В то же время последний альбом Лиз Кэрролл был признан в Америке лучшим альбомом в категории "музыка британских островов" по версии Американской Федерации Независимых Музыкантов и получил по этому поводу 5 мая 2001 года престижную награду Indie Award. Одновременно с этим журнал ирландских народых музыкантов Treoir, орган CCE - Братства ирландских музыкантов, организующего множество народных конкурсов и фестивалей в Ирландии и во всём мире, поместил оптимистичную положительную рецензию на этот альбом.

Через два года в 2002 был издан последний на сегодня альбом Lake Effect.
Из практически полутора десятков композиций на альбоме каждая носит на себе не просто отпечаток работы Лиз Кэрролл-композитора. Все эти мелодии были аранжированы при помощи множества инструментов. Прежде всего струнных. К созданию общей картинки приложили руку не просто давние друзья Лиз, а уже вся королевская рать, включая известного гармониста Мартина О Коннора и скрипачек Натали МакМастер и Мойред Ни Вини. Им помогают альты и виоланчели,контрабас, рояль и разнообразные перкуссии. Основной вклад в аранжировки альбома внёс талантливый гитарист Джон Дойл, до этого работавший с Эйлин Иверс, на записи двух её альбомов.
Материал альбома очень разнообразен - вальсы, рилы, джиги, слип-джиги, вообще весь набор возможных танцев. Некоторые звучат вполне традиционно. Другие скорее находятся ближе к классике или наоборот носят оттенки джазовых импровизаций. Критики отметили этот последний альбом, как наиболее "кельтский". Лиз Кэрролл уже не просто демонстрирует американцам различное звучание ирландской музыки, а помогает им её переосмысливать и "переваривать". Но какой ход известная скрипачка и композитор припасёт для следующих альбомов не знает никто. Альбом Lake Effect безусловно принадлежит большей своей частью к скорее к синтетическим авторским экспериментам. В нём есть несколько интересных и красивых мелодий. Но какие из них останутся в памяти слушателей столь же надолго, как десятки сочинённых Кэрролл за эти 20 лет танцев, совсем не очевидно. Этот альбом может означать общий крен музыканта и композитора в сторону Нью Эйджа и "кельтских" изысканий, а может быть кратковременным интересным и красивым ходом, каких у неё тоже было немало.
Что случится в следующий раз, и какие мысли обретут форму в новых мелодиях Лиз Кэрролл, покажет время.

В пследние годы Лиз Кэрролл снова активно занимается концертной деятельностью и выступает сольно и вместе с гитаристом Джоном Дойлом. В Америке она стала живым символом ирландской культуры и символом наследия миллионов эмигрантов. В Ирландии она была и, пожалуй, остаётся единственным чисто американским музыкантом (родившимся в США, а не переехавшим туда), кто по праву встал в один ряд с самыми известными ирландскими скрипачами всех времён. Мало кто сделал для популяризации ирландской музыки в мире столько, сколько сделала Лиз Кэрролл. Она всегда умела искусно соединять глубокое чувство народной традиции, узнаваемый стиль и авторское творчество, подкрепляя всё это талантом композитора. И всегда умела удивлять публику. Для этого ей не нужно сниматься в кино, писать музыку для мюзиклов, или играть для шоу. Просто она очень хорошо умеет по-своему, каждый раз чуть по-новому показать современному слушателю народную музыку, но при этом остаться частью этой привычной культуры. Пусть сольные альбомы Лиз Кэрролл выпускает редко, но, судя по устоявшемуся графику, через несколько лет эта замечательная скрипачка снова удивит всех. И об этом альбоме снова будут говорить. А у нас, будем надеяться, появится шанс послушать и оценить.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
kermit73
Jul. 24th, 2005 09:01 am (UTC)
Это Вы заманчиво и обстоятельно написали.
Начал поиски через привычные peer-to-peer клиенты названных альбомов.

:-)
old_fox
Jul. 24th, 2005 11:47 am (UTC)
Спасибо
То что вы слушаете ирландскую музыку, для меня приятный сюрприз. Мне нередко приходится о ней писать, также как играть и петь, поэтому могу при случае поделиться чем-нибудь интересным. За тарелочкой окрошки :)
jillian_ler
Jul. 24th, 2005 12:20 pm (UTC)
Отличный обзор.

После его
прочтения у меня возник следующий вопрос: Сегодня, насколько мне известно, ирландско-американская традиция в России представлена достаточно хорошо. А есть ли в нашей стране собственные кейли -бэнды ?

old_fox
Jul. 24th, 2005 12:55 pm (UTC)
Нет и увы, пока, быть не может
По нескольким причинам:

1 Кейли танцоры (в Москве Comhaltas Ceili Dancing, в Ленинграде Humpty Dumpty)танцуют кейли либо под записи кейли бэндов и диски для обучения кейли, либо под трио (то есть как играет "Фолк трио" или "Воинство сидов"). При этом они танцуют и кейли, и сэты, для которых тем более просто нужны музыканты, играющие мелодию, а вовсе не обязательно полный кейли бэнд. Причём те же сэт танцы отлично идут сами по себе.

2 Культуры кейли как массовых вечеринок под оркестр с уроками танцев у нас нет, а там, где они есть, необходимый объём работы выполняют инструментальные составы.

И наконец самые главные причины:

3 Нет такого количества музыкантов, которые согласились бы объединиться для этой задачи

Ведь правильный кейли бэнд - это обязательное пианино, три-четыре скрипки, концертина, пара гармошек, пара флейт. Условно: рояль (и барабан)плюс до 8-10 человек, где каждый инструмент не один. А у наших музыкантов культура групп либо трио. То есть, музыкантам разных групп нужно "бросить всё" и объдиниться ради выполнения задачи, которая неочевидна. Потому что музыку они и так играют в группе (в том числе иногда для танцоров), и при этом танцоры без этого тоже могут обойтись.

4 Нет грамотных пианистов

Пианист в кейли бэнде, как правило, самый грамотный основной разводящий с очень специфическим профилем. Даже если бы удалось обойти три предыдущие причины, пианистов всё равно нет. У нас привыкли делать аккомпанемент только гитарой (в группах), а в кейли бэнде она ничто, её там просто нет. В России есть и появляются (хотя медленно) скрипачи, духовики, баянисты и перкуссионисты. Но не пианисты.

Вы спросите, а почему так?

Потому что в Ирландии и Америке кейли-бэнд и массовые танцы дорога для молодых в профессиональную группу. А у нас наоборот: группа возникает, как изначальное, она заменяет собой всё. Захотел играть "Ирландию" - собери группу. В том числе для танцев. Поэтому у нас скорее появится культурв сейшенов (пусть и несколько искусственно), чем кейли-бэнды. А жаль. :) Хотя ничего невозможного нет.

Слушайте "Тулу", "Килфенору", а за музыкой ходите на вечеринки школ танцев и концерты групп.
jillian_ler
Jul. 24th, 2005 01:47 pm (UTC)
Re: Нет и увы, пока, быть не может
Думаю, можно обобщить, и сказать, что там кейли-бэнд является частью общей культуры. А у нас вся эта преусловутая "ирландская музыка" что-то вроде модного увлечения для стремительно ширящегося круга. Что мне, как человеку, интересующемуся предметом уже много лет, очень обидно. :-)


Да, и столько народу найти трудновато.... И скорее всего, подобный оркестр можно будет организовать скорее в Москве, чем в Питере. Среди наших команд не так много хороших профессионалов, а пианисты в питерском фолке мне и вовсе не попадались :-(

«Пианист в кейли бэнде, как правило,
самый грамотный основной разводящий с
очень специфическим профилем»

Мне бы хотелось побольше узнать об этом. Имеется ввиду какая-то особая техника игры.? Или партитурное решение?
old_fox
Jul. 24th, 2005 02:06 pm (UTC)
Пианист в кейли-бэнде очень часто фактически совмещает функции аккомпаниатора и дирижёра.
О технике игры ничего особого сказать не могу, наверное, вам лучше послушать записи.
decoratrix
Jul. 24th, 2005 08:06 pm (UTC)
Если возможно...
Выложите, пожалуйста!
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Naoto Kishi